В Год Веры — в пути, как апостолы

Общество Святейшего Сердца Иисуса организовало служение Св. Мессы по экстраординарной форме Римского обряда в городе Березники (Пермский край)

Наш визит состоялся в рамках ежегодных посещений Обществом Святейшего Сердца Иисуса — католики за «Summorum Pontificum» одного из приходов России. В ходе этих поездок мы знакомим верующих с древней традицией Римского обряда. Священник служит Св. Мессу по Римскому миссалу 1962 года. Мессу по этому чину служили священники как до II Ватиканского собора, так и на самом соборе.

После поездки членов Общества в 2012 году в Курск и Владимир и проведения там Св. Мессы Общество приняло приглашение о. Эриха Марии Финка из Березников.

В Березниках, самом восточном приходе Архиепархии Божией Матери в Москве, Св. Мессы были отслужены 16, 17 и 18 сентября 2013 года. Это были повседневные приходские Мессы. Как и в прошлом году, Мессы отслужил о. Томас Хубер (Аугсбург, Германия).

Перед поездкой в Березники о. Томас по приглашению о. Августина Дзензеля (SDB), настоятеля о. Иосифа Заневского (SDB) и генерального викария о. Сергея Тимашова приехал в Москву и отслужил в большой часовне Собора Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии Реквием за всех усопших. Реквием 13 сентября 2013 года был полностью петым.

На следующий день, в субботу, в 11 часов была отслужена Месса в праздник Воздвижения Креста Господня.


Священник читает Confiteor

После Мессы состоялся небольшой фуршет для прихожан, где о. Томас мог побеседовать и с членами Ассоциации Una Voce Russia.

Как и в прошлые годы, 15 сентября в 17 часов в часовне отслужили воскресную Мессу. Месса начиналась обрядом окропления (Asperges).


Священник начинает петь Asperges

Проповедь на семнадцатое Воскресенье по Пятидесятнице

Дорогие верующие,

Сегодня мы священнопразднуем семнадцатое Воскресенье по Пятидесятнице. Литургический цвет - зеленый. Великие торжества уже давно позади. Пасха, Вознесение и Пятидесятница прошли несколько месяцев назад, точно также и торжества святой Троицы, Тела Христова и Сердца Иисуса. Итак, теперь мы в "зеленом" литургическом времени. Мы спрашивает, что следует делать теперь, как нам следует жить?

Святой апостол Павел дает ответ в сегодняшнем послании, обращенном Ефесянам: "Живите достойно того призвания, к которому вы призваны". Для Павла "призвание" - это великая встреча со Христом в его жизни. Конечно, в первую очередь были призваны апостолы, видевшие Господа и засвидетельствовавшие факт Его Воскресения. Но и все крещеные для Павла "призванные". Тот, кто принял крещение, должен показать себя достойным его.

Павел знает наверняка: Церковь послана проповедовать, возвещать Христа, но эта миссия - опасна. Он сам уже сидит в тюрьме, а позднее примет мученичество. Тот, кто благовествует должен и в опасных ситуациях крепко держаться своего призвания - иначе он пропал! Миссионер должен знать: существует только один Господь, одна вера, одно крещение, единственный Бог и Отец всех. Это должно быть совершенно ясно. Миссионер должен твердо держаться того, что он сам принял. Trádidi enim vóbis, quod et accépi" - "Я предал вам то, что сам принял" (1 Koр 15,3).


Проповедь

Тот же, кто не крепко держится одного Господа, одной веры и крещения и более того отрицает свое призвание, тот попадает в большую беду. Отречения и расколы всегда имели место в церковной истории. В личности Господа Иисуса Христа видели то только лишь человека, то особенное творение Божие, а то и исключительно Бога. Павел, однако же, знает только Сына Божия: Бога от Бога, Свет от Света, принявшего плоть, дабы страдая принести Самого Себя в жертву умилостивления на Кресте. Господь есть истинный Бог и истинный человек. Тот, кто не держится этой веры, обращается к идолам и подвергает спасение своей души величайшей опасности.

Мы слышим увещевающие слова св. Павла: «Стойте крепко в одной вере и одном крещении». И вот одно событие имело целью обратить эти серьезные слова в ничто - Реформация. Реформация начала все интерпретировать иначе. Больше нет единой веры, на её место встало многообразие "вер". Вера с Петром и без Петра, с Богоматерью и без Богоматери, без семи Таинств и даже без исповедания веры во Святую Троицу. Беда, возникшая из-за этого развала такова, что её нельзя не заметить. Теперь стало очень сложно передавать веру. Тому, кто сегодня все еще верит угрожает опасность эту веру потерять. Вызовы, предъявляемые нашим обществом, скорее, можно назвать атеистическими, чем христианскими. Аборты, исследования эмбрионов, селекция, эвтаназия и трансплантация органов давно распространились в протестантской среде. Однако сегодня во вступительной молитве Церковь молится об обратном: "Мы просим тебя, Господи, даруй народу твоему благодать, держаться в стороне ото всякого дьявольского наваждения и чистым сердцем следовать Тебе, единственному истинному Богу".

Дорогие верующие, каждый год я стараюсь хотя бы на несколько дней приехать в Москву. Конечно, я навещаю моего брата Грегора и всех моих друзей, привязанных к святой Традиции Церкви. Однако мой визит - это также и миссия, прежде всего, в посещении регионов России в сопровождении «Общества Святейшего Сердца Иисуса». С моим братом Грегором и Ольгой Алексеевой мы отправляемся сегодня ночью в город Березники Пермского края, где на протяжении следующих трёх дней я впервые буду служить там традиционную святую Мессу. В наших поездках в Курск и Владимир в прошлом году уже многие люди выразили сердечную благодарность за то, что имели возможность впервые принять участие в традиционной Литургии. Давайте крепко держаться традиционной литургии и передавать её дальше! Это должно стать нашей задачей. Пребудем постоянными в бедах и преследованиях! Не будем соучастниками развала веры! Итак, давайте крепко стоять в нашем призвании, полученном от Бога. Вот что нужно делать, вот как нужно жить.

Поэтому обратимся с усердной молитвой о заступничестве к Богородице Деве Марии, чтобы нам крепко держаться переданной веры, пребывая в единстве со Святым Отцом - Римским Папой, с епископами и всеми святыми Католической Церкви.

После воскресной Мессы, которая завершила этот небольшой тридуум, о. Августин поблагодарил о. Томаса за его визит и за проповедь. О. Августин выразил ему особую признательность за то, что о. Томас ежегодно посещает приход и таким образом помогает укрепить всю общину. Кроме того, о. Августин с большой радостью отметил ревностное служение Св. Мессы. Отец Томас получил сердечное приглашение о. Августина посетить общину и служить Мессы и в последующие годы. О. Августин призвал общину молиться за молодого священника.


О. Августин, отец Томас


Игорь Елецкий, о. Августин, о. Томас, Грегор Хубер

Служение Св. Мессы по старой форме Римского обряда требует тщательной подготовки и множества дополнительных принадлежностей. После воскресной Мессы в Москве участники поездки упаковали всё необходимое: в первую очередь, миссал 1962 года; орнат, столу, манипул, велон на чашу и бурсу литургических цветов на следующие три дня (красный, черный, фиолетовый); тексты молитв на облачение для священника, немецко-латинский миссал («Der Schott»); копии текстов, нот и проповедей, а также инструкции для хора и министрантов; и отправились в аэропорт «Домодедово».

После двух часов перелета до Перми и трехчасовой поездки на автомобиле, в 7 часов утра 16 сентября, делегация прибыла в Березники.

Добро пожаловать в Березники

Понедельник, 16 сентября

Промышленный город Березники (Пермский край) находится в 1500 километрах на северо-востоке от Москвы. Территория Березников расположена на левом берегу реки Камы, в европейской части предгорий Уральского хребта. Разница во времени с Москвой составляет 2 часа. Город основан в 1932 году в районе освоения Верхнекамского месторождения солей, одного из крупнейших в мире. Сейчас в Березниках проживает около 153 000 человек, причем с 1989 идет непрерывный отток населения.

С 2001 года прекращены авиаперелеты между Пермью и Березниками. В октябре 2006 года в результате аварии на одной из шахт предприятия «Уралкалий» произошел обвал, из-за которого разрушилась часть железнодорожного полотна, в результате чего было прервано железнодорожное сообщение с Пермью. В настоящее время из Перми в Березники можно добраться только на автобусе.


Церковь прихода «Мария — Царица мира»

В понедельник перед Св. Мессой о. Томас провел 30-минутную вводную беседу с прихожанами об экстраординарной форме Римского обряда, используя в качестве основного материала латинский Чин Мессы с параллельным переводом на русский язык. Эту небольшую брошюру с неизменяемыми текстами Мессы (Kyrie, Gloria, Credo, Sanctus, Agnus Dei, Pater noster) Общество предоставило всем прихожанам для осознанного и деятельного участия в Мессе. Также Общество подготовило для всех прихожан копии изменяемых текстов Св. Мессы (Introitus, Oratio, Lectio, Graduale, Tractus, Sequentia, Sancti Evangelii, Offertorium, Secreta, Praefatio, Communio, Postcommunio).


Вводная беседа

В Мессе приняли участие около 30 верующих. Как показал опыт Курска и Владимира, после первой в каждом храме Мессы по старой форме Римского обряда у верующих всегда возникает масса вопросов, требующих ответа.

Так, например, о. Томасу был задан вопрос, почему Канон мессы он читает так тихо.


Священник читает Introitus

Впрочем, вопросы были не только к о.Томасу. Одна верующая спрашивала и о. Эриха Финка, почему он не читает эти прекрасные молитвы, и почему они, прихожане, их не знают, хотя эти молитвы напечатаны в миссале.

После получения необходимых разъяснений все поняли, что экстраординарная форма Римского обряда обладает рядом отличий от его ординарной формы.


Вознесение чаши со Св. Кровью для поклонения

Уже после первой Мессы многие прихожане благодарили о. Томаса за его служение. Одна женщина сказала: «Наш ум не все понимает, но понимает наше сердце». И еще она сказала: «Где бы мы могли увидеть и узнать всё это, если бы вы к нам не приехали?».

На Мессах в понедельник и в среду мы получили поддержку приходского хора, который исполнил ординарий de Angelis (8 Месса).


Священник читает с народом Заключительную молитву

Вторник, 17 сентября

Реквием за всех усопших (In Missis Cotidianis Defunctorum)

Так как Реквием существенно отличается от обычной Св. Мессы, о. Томас перед Литургией рассказал прихожанам об этих отличиях. Для служения Реквиема характерно как минимум 27 особенностей. Например: в начале Мессы не читается псалом «Judica»; после Евангелия святой текст не целуют; «Ite Missa est» и «Deo gratias» заменяется на «Requiescant in pace» и «Amen»; отсутствует заключительное благословление прихожан. Соответствующие изменения есть и в прислуживании на Мессе.

Перевод проповеди на Реквием

Дорогие верующие, сегодняшний Реквием служится за всех усопших. За тех, кто умирает сегодня, за наших усопших родственников и друзей, за всех людей, которых Бог-Творец хотел видеть перед Своим Ликом. Таковых не так мало. Можем ли мы действенно молиться за них? Да, мы можем. Совершим же краткое размышление над этим. В святой Мессе Церкви вверяются Пресвятые Тело и Кровь Иисуса Христа, и она может распоряжаться этим величайшим сокровищем. Поэтому мы самым действенным образом молимся, просим и жертвуем, когда мы жертвуем святую Мессу за усопших: «Богу Всемогущему жертвуем Пресвятые Тело и Кровь Его Сына, Господа нашего Иисуса Христа, через руки Блаженной Девы и Богородицы Марии». Святая Жертва Мессы, которую Церковь приносит Богу, всегда угодна Богу, потому что Церковь – святая и непорочная невеста Иисуса Христа. Итак, мы действительно можем помочь страдающим душам в Чистилище, когда мы приносим Богу такую драгоценную жертву.

Подобный факт находится также в длинном песнопении, которое мы слышали после чтения, в секвенции «Dies irae». Благочестивый богомолец, молящийся в ней, хотя и признаёт своё недостоинство, но под конец всё же находит в себе дерзновение. Придёт день суда для всех людей, однако это не должно препятствовать людям молиться. Так он и молится: «Итак, пощади этих людей, Боже. Иисусе милосердный, даруй им покой». Это дерзновенная молитва. Молящийся обращается к Богу, чтобы просить за всех усопших и испросить для них вечный покой. Таким образом, два вида молитвы являются действенными для усопших: молитва святой Мессы и молитва каждого из нас по отдельности. Всякое благословение святой Мессы и каждая личная молитва достигнут усопших и помогут им освободиться от мук Чистилища. Кроме того, усопшим приносят облегчение индульгенции, милостыня и другие добрые дела, говорит св. Пий Десятый в своём катехизисе.


Проповедь

С появлением нового Миссала 1969 года пришло явное нововведение. Секвенция „Dies irae“ была вычеркнута из новой Мессы. Разумеется, живые ещё могут молиться об усопших, но почему эту секвенцию удалили из Реквиема? Теологический словарь поясняет: «Страх перед ужасным гневом и судом Божиим не должен ослаблять силу света дарованной нам веры в воскресение». Эта аргументация неубедительна. Ведь эта секвенция точно описывает то, что ждёт человека: частный суд сразу после смерти и суд всего мира на Страшном Суде. Это учение не изменилось и после Второго Ватиканского Собора. Об этой истине необходимо говорить. Кроме того, «Dies irae» не обязательно вызывает страх, ибо те, кто верит в Иисуса Христа и живёт по Божиим и церковным заповедям, полны веры, надежды и любви. Кто регулярно исповедуется и исправляется, находится в общении с Богом. Конечно, часто случается так, что среди наших знакомых есть люди, которые этого не делают. Многие сознательно нарушают воскресную заповедь и многие годы не были на исповеди. Здесь, конечно, необходимо дать человеку сигнал предостережения: «Будь осторожен, ты в опасности, ты можешь потерять свою душу, для всех нас приближается суд!» «Dies irae» позволяет нам отдавать себе отчёт, куда мы все направляемся. Все призваны обратиться. Покайтесь и веруйте в Евангелие!

Дорогие верующие, Реквием традиционного латинского обряда хранит для нас факт того, что мы слабы и что Бог всемогущ. Он хранит факт того, что мы ответственны за всё, что мы делаем на земле. Он хранит факт того, что Бог является судиёй. И всё же это не должно препятствовать нашей молитве. Напротив, мы должны обращаться к Богу, как к нашему отцу и молиться о себе и о наших усопших.

Поэтому обратимся в этот час к блаженной Деве и Богоматери Марии – Матери всех живых, новой Еве. Пусть Она будет нашей заступницей в час суда и испросит для нас благодать. Пусть Она держит в Своих руках все молитвы Розария, которыми мы молились, и испросит для нас Рай. Да испросит Она у престола Своего божественного Сына для всех усопших вечный покой: Requiem aeternam dona eis, Domine.


«Жертва Чистая, жертва святая, жертва непорочная»


Священник читает «Pater noster»


Священник читает заключительное Евангелие

Звучание григорианского хорала, в особенности секвенции «Dies irae», произвело глубокое впечатление на всех присутствующих. Одна верующая сказала: «Такую музыку мы еще никогда не слышали в стенах нашего храма!»

Среда, 18 сентября

В среду на Св. Мессе прислуживал Алексей Черкасов — министрант прихода.

О. Эрих Мария Финк поддержал стремление своего прихожанина быть министрантом на Мессе, и вспомнил о том, как он когда-то сам прислуживал на старой Мессе.

Основные пособия по подготовке министрантов – русско-латинские брошюра и Руководство по прислуживанию на Мессе. Перед Мессой о. Томас и Грегор Хубер провели с ними дополнительную репетицию.

По прошествии трех дней многие верующие были поражены тем, как много сил священнику и членам Общества потребовалось для подготовки и проведения богослужений. В общей сложности, к Мессам в Березниках Общество готовилось 8 с половиной месяцев.

Да, это правда. Подготовка даже повседневной Мессы по экстраординарной форме Римского обряда требует от священника, министрантов, хора и верующих приложения существенных усилий. Мы делаем это с удовольствием, посвящая наши труды славе Святой Троицы.

В ходе этого визита Общество Святейшего Сердца Иисуса предоставило возможность прихожанам в Березниках увидеть и понять, что такое старая Месса. После получения многочисленных разъяснений, информационных материалов, и, конечно, после участия в Мессе верующие католики представляют, какое сокровище Католическая Церковь им предлагает. И, как мы уже знаем из опыта прошлых поездок, многие верующие прихода в Березниках станут теперь лучше понимать новую Мессу.

Общество Святейшего Сердца Иисуса сердечно благодарит о. Эриха Марию Финка за его приглашение, гостеприимство и доверие.


О. Эрих Мария Финк и о. Томас Хубер в городе Рябинино (приход Березники)

Фотографии с мероприятий находятся в нашей фотогалерее