Годовая поездка 2018: в Казани Тридентская Месса нашла прибежище у лютеран

В ноябре московское Общество Святейшего Сердца Иисуса совершило путешествие в Казань, столицу автономной Республики Татарстан в составе Российской Федерации.

Целью поездки было служение “Тридуума”, который состоялся с 9 по 11 ноября в рамках ежегодной поездки Общества в различные регионы России. В те дни небо послало яркое солнце, а преисподняя – ледяной ветер. За восемь лет, прошедших с момента основания Общества, оно принесло пламя Святой Мессы уже в восемь городов России. 

Казань – это ослепительный город на гордой Волге, широкой, словно озеро, реке, текущей тихо и величественно и сдержанно приветствующей прибывших в её берегам паломников. Центр епархии, к которой принадлежит город, расположен в Саратове. Возглавляет епархию епископ Клеменс Пиккель, родившийся в саксонском городе Колдиц (бывшая Германская Демократическая Республика). 

Сердцем Казани является белый, недавно отреставрированный казанский Кремль с его башнями и блестящей видной издалека Мечетью, художественно подсвеченной в тёмное время суток и вызывающей ассоциации со сказками «Тысячи и одной ночи». Она была построена чуть более десяти лет назад. Тем не менее, она вписалась в окружающий пейзаж, словно всегда находилась здесь. Это символ набирающей силу восточной религии, который резко контрастирует с сероватыми депрессивными по своей модернистской архитектуре зданиями обновлённой католической церкви, которая стирает сама себя с картины мира во имя непонятной идеологии «бедности». 

9 ноября из огромного аэропорта Домодедово благочестивые паломники поднялись в небо на самолёте  авиакомпании S7, которую иногда называют в шутку «Огурец Эрлайнс» из-за зелёного цвета её воздушных судов. Полёт в Казань, расположенную в 720 км на восток от Москвы, длился 90 минут. В багаже был отец Рето Най, известный священник, доктор теологии, филолог и основатель www.gloria.tv

Поскольку отец Рето с грехом пополам понимает русский, при условии, что ему каждую вещь повторяют по сто раз, во время этой поездки исповедь можно было совершать на родном для большинства прихожан языке. Возникавшие иногда лингвистические трудности оказались несомненно душеполезным упражнением в смирении для кающихся. Отец Рето в 1981 и 1982 годах посещал тогдашний Советский Союз – о России в то время говорили только некоторые ностальгирующие по дореволюционным временам. Страна, особенно Москва, стала для него неузнаваема по прошествии стольких лет. Из пепла прогрессивного, современного, социалистического, а по сути серого Советского Союза восстала чудесная Страна, ненавидимая многими журналистами западного режима из зависти.

Татарстан стал частью Московского Царства (России) в знаменательном 1552 году – после удачного военного похода Ивана Грозного на татар. В Германии в том же году умерла беглая монахиня Катарина фон Бора, жена Мартина Лютера. В качестве благодарения за свой поход Иван Грозный воздвиг Собор Василия Блаженного на Красной Площади в Москве. Даже только по этой причине завоевание Казани имело смысл.

Паломники из Общества Святейшего Сердца Иисуса посещали Казань по просьбе местных католиков, у которых нет возможности регулярно посещать Мессу всех времён. Им очень сочувствуют московские традиционалисты, которые могут вставать на колени на Мессе всех времён каждое воскресенье и в большинство праздников.

Вдохновлённая, несомненно, самим Святым Учителем Церкви Григорием Великим идея удовлетворить просьбу и осчастливить Казань Старой Мессой появилась у руководителья апостолства Общества Святейшего Сердца Иисуса Грегора Хубера ещё год назад. Уже в 2017 году он наладил контакт с настоятелем католического прихода Воздвижения Святого Креста в Казани и спросил о возможности по просьбе местных прихожан отслужить в храме Мессу по дореформенному служебнику. Местный настоятель принадлежит к аргентинскому священническому братству Воплощённого Слова. Грегор Хубер терпеливо объяснил настоятелю, о. Андрею Старцеву IVE, какое огромное благо принесёт служение Тридентской Мессы духовной жизни его паствы. Грегор Хубер также сообщил о. Андрею, что Общество Святейшего Сердца Иисуса организует приходскую Мессу в экстраординарной форме римского обряда в крипте Кафедрального Собора. Кроме того, в ходе беседы было отмечено, что по воскресеньям и в большинство праздников до пятидесяти человек принимает участие в таинствах, уделяемых о. Августином Дзендзелем SDB, которого архиепископ Павел Пецци назначил ответственным за пастырское и литургическое обслуживание в экстраординарной форме римского обряда.

Переговоры затянулись. В Москве прибавилось проблем и работы. В конце концов просьба Общества Святейшего Сердца Иисуса была безоговорочно отклонена настоятелем казанского прихода, несмотря на то, что в Церкви постоянно говорится о милосердии и необходимости диалога со всеми. Здесь паломникам вспомнились строки Евангелия от Матфея 6,5: 

«И, когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц, останавливаясь, молиться, чтобы показаться перед людьми. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. 6. Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.»

С такой огромной католической верностью Библии Общество Святейшего Сердца Иисуса пришло за помощью к лютеранам. Они построили красивую евангелическо-лютеранскую церковь в Казани, посвящённую Св. Екатерине. Подобно Марии, пришедшей к Елизавете, руководитель апостольства Грегор Хубер летом прилетел в Татарстан с однодневным подготовительным визитом. Больше ничего не стояло на пути у совершения запланированного Тридуума.

Паломников с немецко-русской сердечностью приветствовали пастор Давид Хорн и другой пастор, Кристиан Герман, который восстановил приход и ранее управлял им в течение 15 лет, а теперь живёт в Людвигсхафене, Германия.

В приёмную комиссию также вошёл легендарный Виктор Диц, который является председателем национально-культурной автономии немцев Татарстана, директором немецкого дома Республики Татарстан, председателем немецкого общества Карла Фукса в Казани, почётным членом приходского совета евангелическо-лютеранской общины в Казани, а также автором книг и статей по истории.

Он и пастор Хорн с заинтересованностью принимали участие в Святой Мессе. Хозяева были предельно гостеприимны, предупредительны и приветливы. У Божественного Провидения есть назидательный юмор. То, в чём нам отказали католики, нам было восполнено в сто крат (Mт 19,29). В субботу после Мессы Виктор Диц даже пригласил паломников Общества Святейшего Сердца Иисуса в ресторан, где, несмотря на протесты, заставил нас съесть отменную уху.

Войдя в лютеранскую церковь, паломники с радостью обнаружили, что Второй Ватиканский Собор обошёл лютеран стороной: единственный алтарь в ней был расположен ad orientem. Это лучший вариант для служения тридентской Мессы. Первая Месса состоялась в пятницу вечером. После Мессы отец Рето провёл первую часть катехизации, посвящённой трём частям Мессы. В вечер субботы он, например, объяснял побледневшей изумлённой публике, что Месса – это «не жертва». Страх, что его разум поймал в свои сети лютеранский Genus Loci, в последний момент развеялись, и он продолжил: «Месса это не жертва, не одна жертва, а пять жертв». А именно: жертва Авеля (офферторий), жертва Авраама (начало канона), жертва Мельхиседека (консекрация), жертва Церкви (после консекрации) и жертва Троицы (Per ipsum).

Пятикратная форма жертвы была погребена под руинами, оставшимися после Второго Ватиканского Собора. Однако отец Рето отметил, что не вся вина лежит на Пастырском Соборе. Потому что мнение, что Папа может «поменять» Литургию более или менее по своей прихоти, старше. Уже Пий X (+1914) внёс значительные изменения в Бревиарий и календарь Святых, изменил порядок Таинств так, что первое Причастие стало проводиться до Миропомазания, и разбил Святую Мессу на две части, внедрив проповедь клином в самое сердце Святой Мессы. Его примеру литургического перекраивания последовали другие Папы после него. Что начиналось с малого, в течение полувека разрослось в сегодняшнее разложение Литургии до полной неопределённости и незначительности.

Проповеди и лекции с уверенностью синхронно переводил Грегор Хубер. Он также прислуживал на Мессах вместе с Никитой Глазуновым, молодым юристом из Казани. Григорианский хорал на воскресной Мессе пели молодая физик Анна Шумакова, которая управляет схолой в московском Обществе Святейшего Сердца Иисуса, и молодая казанская биолог Глория Глазунова, жена Никиты.

Глазуновы также были гидами по городу для московских пилигримов. Они водили паломников по городу Казань, например, водили их в бывшую католическую церковь, которая была экспроприирована большевиками и превращена в один из корпусов Технического Университета им. Туполева. В здании сейчас проводятся испытания в аэродинамической трубе. Церковь перенесла так много архитектурных изменений, что епархия не настаивала на её возвращении после распада Советского Союза. В качестве компенсации приход получил государственную поддержку, возведя копию старой церкви с небольшими изменениями в другом районе города.

Ясным морозным субботним днем паломники посетили Казанское кладбище. Там они нашли несколько католических могил, надгробия которых сохранили надписи на польском языке. Отец Рето благословил могилы и прочёл молитвы за погребённых. На кладбище также есть римско-католическая часовня дореволюционной эпохи. По непонятным нам причинам она была передана Русской Православной Церкви, которая организовала там воскресную школу.

Одному Богу известно, где и как прорастут семена, посеянные Обществом Святейшего Сердца Иисуса во время этой поездки в Казань: «Мы надеемся, что мы могли как-то содействовать приношению совершенной Жертвы на просторах Татарстана, а ещё, так сказать, в качестве побочного продукта, спасению душ, татарских и других, в том числе и наших», говорит одна из участниц Тридуума: «Нам остаётся благодарность, что Господь в своём великодушии выбрал нас, неважных, важными для того, чтобы зажечь огонь Христовой Жертвы на берегах гордой Волги.»

В этот раз в ежегодную поездку Общество отправилось расширенным составом: помимо священника и Грегора Хубера в паломничестве приняла участие Анна Николаевна Шумакова, чья задача заключалась в музыкальном оформлении воскресной Мессы и помощи в организации поездки. «Эта поездка дала мне ценный духовный опыт. Поскольку это было моё первое путешествие с Обществом, нельзя сказать, что было легко, однако в паломничество идут не с целью беззаботно провести время. Здорово и необычно, что мы можем делать что-то действительно значимое для Традиции Католической Церкви в России и способствовать её распространению. А раз Господь дал нам это задание, то найдутся и силы, и возможности, главное - не отступать,» говорит Анна Николаевна.

Несомненно, Россия намного менее испорчена, чем полуразрушенная западная показная демократия. «Но даже в России верным приходится сражаться, как львам, чтобы выжить», говорит руководитель апостольства после шестнадцати лет жизни и работы в Москве.

«Чтобы Месса, которая служилась во времена чудес Фатимы, и сейчас в России заставляла алтари раскаляться, мы должны быть здесь, в России, и помогать этому делу молитвой и пожертвованиями», говорит Грегор Хубер. Только тогда на земле, о которой говорилось в Фатимских пророчествах, получится забросить сети для бессмертной Литургии католической Церкви.

отец Рето Най
Анна Николаевна Шумакова
Грегор Херманн Хубер

Другие истории о поездках Общества вы найдёте здесь.