О Традиционной мессе

Дорогие посетители нашего сайта!

В Католической Церкви существует немало обрядов (Латинские: римский, амвросианский, доминиканский, бражский, кармелитский, премонстрантский, картузианский, цистерцианский. Восточные: византийский, армянский, сиро-малабарский), в соответствии с нормами которых совершается католическое богослужение. Римский обряд существует в ординарной и экстраординарной форме.

Многие века чин Мессы «старого», или традиционного римского обряда был постоянным, неизменным, мистическим, единообразным и непревзойдённым по красоте. Центральная часть Мессы – Римский Канон – восходит без существенных изменений, по крайней мере, к IV веку.

Чтобы утвердить единообразное чинопоследование Литургии римского обряда Папа святой Пий V своей буллой «Quo Primum Tempore» от 14 июля 1570 года придал чину Мессы окончательную форму в Римском Миссале. После этого Римский Миссал претерпевал незначительные изменения, последние были внесены Папой Иоанном XXIII в 1962 году. Именно в таком виде служение Святой Мессы традиционного римского обряда совершается в крипте Кафедрального Собора Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии в Москве.

В ходе литургической реформы после Второго Ватиканского Собора (1960-1965 гг.) был составлен и введён в употребление новый обряд (по-латински «Novus Ordo»). Новый обряд имеет множество отличий от старого, например, его разрешается служить как на латинском языке, так и на национальных языках. После литургической реформы многие элементы Мессы не были сохранены в новом Миссале и по сегодняшней день используются исключительно в старом обряде. Подробнее об особенностях Тридентины и её отличиях от Novus Ordo можно прочесть в разделе Вопросы по Тридентской Мессе.

Однако несмотря на то, что в подавляющем большинстве храмов Католической Церкви римского обряда служится исключительно Novus Ordo, только Novus Ordo освещается на катехизации и только этот обряд фактически поддерживают церковные структуры, количество приверженцев Тридентской Мессы растёт с каждым днём, что лишь подтверждает её вневременную актуальность и невозможность устаревания.

Три документа, выпущенных Папой Бенедиктом XVI, подтверждают данное Папой святым Пием V право католическим священникам служить эту Мессу, а мирянам - участвовать в ней. Это Motu Proprio “Summorum Pontificum”, послание к епископам по поводу Motu Proprio и инструкция “Universæ Ecclesiæ”, с текстами которых Вы можете ознакомиться на нашем сайте.

Святая Месса, совершаемая по старому обряду, называется также:

  • традиционной, потому что её существенные части в неизменном виде восходят к первым векам католической Традиции;
  • тридентской, потому что её чинопоследование было кодифицировано и защищено от существенных изменений в соответствии с решениями Тридентского Собора (1545-1563 гг.);
  • Мессой всех времён, потому что в булле Папы святого Пия V служение этой Мессы в неизменном виде предписывается навечно.

Мы рады, что Вы интересуетесь Тридентской Мессой!