Принципиальная позиция Общества Святейшего Сердца Иисуса по отношению к запретам Святых Тридентских Месс в Москве

С сожалением и ужасом мы должны сообщить, что Св. Месса в Великий четверг 13.04.2017 в общине традиционалистов в Москве в кафедральном соборе Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии (далее по тексту НЗПДМ) запрещена, и поэтому не указана в расписании Св. Месс в нашей общине.

Такие запреты были и раньше. Мы помним, что в ближайшем прошлом мы уже сообщали о подобных ситуациях.

Один из первых раз Месса была запрещена 8.12.2015 отцом-настоятелем кафедрального собора НЗПДМ Иосифом Заневским SDB. Он объяснил своё решение тем, что все прихожане должны участвовать в торжественной Мессе под предстоятельством архиепископа Павла Пецци, так как 8 декабря является престольным праздником прихода и, кроме того, в 2015 году на этот день выпало начало Внеочередного юбилейного года милосердия (08.12.2015-20.11.2016).

Последний на данный момент раз Месса была запрещена 29.01.2017 отцом Владимиром Кабаком SDB, администратором кафедрального собора НЗПДМ по духовным вопросам. Он объяснил своё решение тем, что все прихожане должны участвовать в Сумме утром в воскресенье, так как 29.01.2017 весь приход отмечает день памяти Св. Иоанна Боско, основателя ордена салезианцев. Одновременно приход хотел отметить 25-летие служения салезианцев в Москве.

Также имели место и другие запреты, связанные с желанием настоятелей, чтобы все прихожане пришли на Мессу Novus Ordo по причине того или иного праздника.

Таким образом, все запреты были связаны с желанием настоятелей показать единство прихода и для этого заставить как можно больше прихожан прийти на Мессу Novus Ordo. Однако единство невозможно сформировать принуждением. В результате подобных инцидентов мы, приверженцы экстраординарной формы римского обряда, чувствуем себя католиками второго класса.

Хотелось бы объяснить своё видение сложившейся ситуации.

Все запреты не имеют теологического обоснования. Более того, они нарушают нормы Motu Proprio “Summorum Pontificum” Его Святейшества Папы Бенедикта XVI от 7.07.2007 года (далее по тексту MPSP).

Тридентскую Мессу начинали служить регулярно в 2010 году. В Декрете № 34/08 от 8.04.2008 г. о. Августин был назначен архиепископом ответственным за Пастырское и Литургическое обслуживание (forma extraordinaria) общины верующих, приверженных к экстраординарной форме римского обряда, в соответствии с MPSP.

В настоящее время Тридентская Месса служится о. Августином в Большой крипте кафедрального собора каждое воскресенье и в большинство праздников, выпадающих на будние дни. На Мессе стабильно присутствует около 30-40 верующих. По экстраординарной форме в нашей общине совершались таинства крещения (3.05.2009, 7.10.2009), миропомазания (12.06.2015), венчания (25.07.2015), а также отпевание (23.07.2012). 20 июня 2010 года архиепископ освятил алтарь, на котором о. Августин служит Мессу.

Деятельность нашей общины и работа о. Августина соответствуют нормам MPSP.

Мы хотели бы привести конкретные статьи церковных правовых норм, регламентирующих служение Тридентских Месс.

В MPSP действительно не говорится о требовании служить Св. Мессу в экстраординарной форме римского обряда. С другой стороны, там не прописано, что можно когда угодно запретить Тридентскую Мессу и навязывать прихожанам участие в Мессе Novus Ordo. Святейший отец Бенедикт XVI очень хочет видеть добрую волю всех.

В MPSP он пишет:

Ст. 5. § 1. В приходах, где существует стабильная группа верных, приверженцев предыдущей литургической традиции, настоятелю следует охотно принять их просьбы о служении Святой Мессы по обряду Римского Миссала, изданному в 1962 году. Он должен предусмотреть, чтобы благо этих верных согласовывалось с обычной пастырской заботой о приходе под руководством епископа в соответствии с кан. 392, избегая разногласий и заботясь о сохранении единства всей Церкви.

Ст. 7. Если какая-либо группа верующих-мирян, из тех, о которых идет речь в ст. 5 § 1 не получит от настоятеля прихода просимого, пусть они сообщат об этом диоцезному епископу. Епископу настоятельно рекомендуется исполнить их пожелание. Если он не может обеспечить совершение такого богослужения, вопрос направляется на рассмотрение Папской комиссии «Ecclesia Dei».

13 мая 2011 г. была обнародована инструкция Universae Ecclesiae Папской комиссии Ecclesia Dei, касающаяся применения на практике норм MPSP.

О цели MPSP в ней сказано следующее:

«8b) гарантировать использование этой Литургии всем, кто об этом просит, памятуя, что возможность употреблять обычай Римской Литургии, каким он был в 1962 году, дана для блага верных и должна толковаться в их пользу, поскольку для них предназначена.»

Что касается Особых норм, в инструкции Universae Ecclesiae написано:

«13. Согласно Кодексу Канонического Права, диоцезальным епископам надлежит следить за литургическими делами, дабы соблюдалось общее благо и чтобы все в их диоцезах происходило достойно, мирно и спокойно, согласно воле Римского Понтифика, явно выраженной в Апостольском Послании "Summorum Pontificum". Если в том, что касается служения экстраординарной формы, возникнет какое-либо разногласие или существует какое-либо сомнение, суждение по этому вопросу остается за Папской Комиссией "Ecclesia Dei".»

Что касается Св. Мессы в Великий четверг, обратим внимание на то, что в инструкции написано о Священном Триденствии.

«33. Группа верных, приверженных предшествующей литургической традиции, имеет при наличии пригодного священника право и на совершение богослужений Священного Триденствия согласно экстраординарной форме. Если же нет церкви или оратория, выделенного для исключительного совершения богослужения в такой форме, пусть настоятель или Ординарий, придя к общему суждению с пригодным священником, предоставит более благоприятную возможность для достижения блага душ, не исключая возможности повторного совершения богослужений Священного Триденствия в одной и той же церкви.»

Всё вышеизложенное представляется нам следующим образом.

Для выполнения прописанного в MPSP местный епископ передаёт часть пастырской заботы компетентному священнику. Этот священник берёт на себя обязательство служить Мессу по миссалу 1962 года и духовно руководить общиной прихожан, приверженных к дореформенной литургии. Епископ поддерживает этого священника и принимает соответствующие решения во благо этих верных. Однако право полностью жить в соответствии с дореформенной традицией, по миссалу 1962 года, является правом не только прихожан, но и священника. Священник, окормляющий нашу традиционную общину, о. Августин, рад этому заданию, искренне любит Тридентскую Мессу, традиционную духовность и хочет полностью отслужить миссал 1962 года. Даже единичный запрет служить Св. Мессу является серьёзным нарушением прав и верных, и священника, поскольку последний сопровождает эту группу не потому, что он должен этот делать, но потому, что полностью разделяет содержание и цели традиции.

Подобный запрет по отношению к священнику, утверждённому епископом, по сути своей абсурден и только вносит смуту и разлад в общину и в приход.

Ни отец-настоятель, ни администратор по духовным вопросам не имеют права запретить священнику служить Тридентскую Мессу, поскольку у него есть разрешение на пастырскую работу от MPSP, а значит, указания такого рода внутри его ордена не имеют для него силы. Более того, подобные запреты прямо противоречат MPSP, где сказано, что настоятель должен не только не препятствовать служению Тридентских Месс, но и поддерживать группу верных, приверженцев предыдущей литургической традиции.

Мы хотим добиться следующего:

  1. Получить разъяснение, как подобные запреты вообще могут быть и какое у Архиепископа Павла Пецци CL, Митрополита Римско-католической Архиепархии Божией Матери в Москве, мнение по этому поводу.
  2. Получить разрешение служить Св. Мессу в экстраординарной форме римского обряда в Великий четверг 13.04.2017, поскольку все требования инструкции Universae Ecclesiae , п.33 выполнены. Мы с о. Августином сможем найти путь, чтобы это не было для него тяжело.
  3. Добиться того, чтобы в дальнейшем не было подобных запретов, чтобы наша община в Москве могла жить без внешнего вмешательства в свою духовную жизнь, проистекающую из Жертвоприношения по экстраординарной форме римского обряда.

 

Для Общества Святейшего Сердца Иисуса

Грегор Х. Хубер

Москва, 06.04.2017