Познакомиться с традицией и полюбить её. О визите в католическом приходе в Туле 23.05–25.05.2014
В этом году поездка в регионы Общества Святейшего Сердца Иисуса привела нас в Тулу, 180 км к югу от Москвы (около трех часов езды от столицы). Отец Виталий Спицын, настоятель прихода «Рождества Пресвятой Богородицы» гостил у себя отца Томаса Хубера (Аугсбург / Германия), и Грегора Хубера, председателя Общества. Святая Тридентская Месса в Туле была отслужена впервые с 1932 года.
Основываясь на опыте прошлых лет (2013, 2012), наша поездка в Тулу проходила по той же программе: Святая Месса служилась в пятницу, субботу и воскресенье.
В литургическом календаре 1962 г. пятничная месса, 23.05.2014, имеет четвёртый ранг. В этом случае священник имеет право выбрать Мессу Реквием. Мы молились Реквием за всех усопших. Таким образом, в молитву могли быть включены также усопшие из Тульского прихода, погибшие во время войны, а так же дети ставшие жертвами абортов.
Реквием, во время которого исполняются довольно сложные григорианские песнопения, к примеру, секвенция «Dies Irae» (Судный день), должны были быть заранее соответствующим образом разучены. Эту задачу согласилась на себя взять, по просьбе Грегора Хубера, госпожа Ирина Оболонская. Ирина Оболонская является также ответственной за григорианское пение в кафедральном соборе в Москве. Она спела Реквием целиком. Благодарим её за активное участие!
Во время реквиема у алтаря прислуживали Евгений Зебрев, министрант из Тулы, а также Грегор Хубер.
Пятница
Если по пятницам на Мессу в новом обряде приходят
На самом деле, Старая Месса для католических приходов в России, привыкших к Novus Ordo, является чем-то новым и непривычным. А Месса Реквием может быть даже ещё сложнее для восприятия. Наверняка поэтому после Святой Мессы часто чувствовалась необходимость в обсуждении. Перед богослужением члены Общества бесплатно раздали всем верующим тексты латинской мессы с переводом на русский, а также третье издание Ordo Missae, которое было заново отредактировано для поездки в Тулу. Брошюра с Ордо Missae была дополнена наиболее важными отрывками из Motu Proprio «Summorum Pontificum», апостольского письма выпущенного Папой Бенедиктом XVI в 2007 году. Кроме этого, члены Общества вручали верующим карточки с Литанией к Святейшему Сердцу Иисуса на русском языке.
Если кто-то совсем ничего не знает о католической традиции, то впервые участвовать именно в реквиеме довольно сложно: ориентироваться в Мессе нелегко, к этому нужно добавить труднодоступный язык, направление священника к кресту, не совсем весёлый чёрный цвет и, наконец, осознание того, что это реквием. Всё это может возбудить чувство оставленности и одиночества пред Богом. Мы начинаем думать об усопших, а также, о нашей собственной смерти. С другой стороны, это очень глубокая литургия, которая полностью отражает католическую веру, и олицетворяет веру и надежду христианина однажды самому быть воскрешённому к вечной жизни.
Реакции верующих на Реквием были положительны. Многие испытывали благодарность, за возможность так достойно помолится за усопших и сделать что-то по-настоящему хорошее для бедных душ. Конечно, Реквием не может не повлиять на самих верующих. Одна прихожанка сказала, что Месса подействовала на неё как небольшой экзорцизм.
Наступил следующий день! Литургический календарь 1962 г. предусматривал для данной субботы
Суббота
Для этой Мессы, а также для Мессы в последующее воскресенье, хор под руководством сестры Ирины Черенковой (CSSE), разучил Missa de Angelis. В воскресенье Ирина Скибинская сопровождала хор на органе. Для хора и органиста, которые впервые участвуют в музыкальном сопровождении старой мессы, всегда трудно угадать момент начала песнопений. Координация между литургией у алтаря и музыкой необычайно важна.
Во время воскресной петой Мессы у алтаря прислуживали Игорь Любимов, Евгений Зебрев, Августино Нтасима а также Грегор Хубер.
Воскресенье
После торжественной мессы, обсуждался вопрос о том, насколько хорошо нужно знать латинский язык для того чтобы участвовать в Старой Мессе. Каппелан Томас объяснил, что совсем не требуется уметь разговаривать на латыни, так как по-русски или по-немецки. Ведь молитвы на латыни во время мессы четко определены. Кроме того, изучение некоторых молитв это хорошее упражнение, так как, например, во время Всемирных дней молодежи, Отче наш произносится не на русском или немецком языках, но по-латыни.
Кроме того, Латынь объединяет поместную церковь с центром католической веры — Римом. Латынь указывает на то, что русская католическая церковь является частью римско-католической церкви, а не отдельной национальной церковью.
Так как Святая Месса это жертва хвалы, моления, благодарения и умилостивления, то литургия не совершается на том же самом в языке, на котором люди покупают колбасу или пиво. Вместе со священным языком мы как бы выходим из повседневной жизни, сознательно отдаляемся друг от друга, и обращаемся ко Кресту, центру нашей жизни. Святая Месса это момент жертвы, Страстной Пятницы, а не Великого Четверга — это надо однозначно понимать.
В заключении хотим напомнить, что наш визит в Тулу был возможен благодаря финансовой поддержки немецких традиционных католиков, движимых стремлением ознакомить как можно больше русских братьев и сестер в вере с традицией католической церкви. Общество Святейшего Сердца Иисуса благодарит всех благотворителей и заверяет их в своих молитвах.
Общество Святейшего Сердца Иисуса также хотело бы поблагодарить отца Виталия за его доверие, его заинтересованность и гостеприимство. Со своей стороны, отец Виталий обещал рекомендовать визиты Общества и в других католических общинах в России.
Перевод проповеди на Пятое Воскресение после Пасхи
Чтение: Иак
Дорогие верующие, Святой Иаков призывает нас в своем послании, не быть забывчивыми слушателями. Мы не можем быть людьми, которые поверхностно практикуют веру, но должны внимательно следовать католическим истинам. Они включают в себя веру в Триединого Бога, в Иисуса Христа, Бога от Бога, Света от Света, Бога истинного от Бога истинного. Мы верим в Духа Святого, и в единую, святую, католическую и апостольскую Церковь. Нам нельзя быть поверхностными в нашей вере. Легко говорить о рае; но частью учения Католической Церкви является также личный суд, чистилище и ад. Мы призваны соблюдать 10 заповедей; но существуют так же церковные заповеди. Мы должны, по крайней мере, раз в год пойти на исповедь, а лучше конечно два раза: перед Рождеством и Пасхой. А тот, кто хочет добиться значительного прогресса в духовной жизни, должен исповедоваться раз в четыре недели. Чтобы вера не стала поверхностной, существует также заповедь, касающаяся воскресенья: это обязанность по воскресеньям участвовать в Св. Мессе. Живая вера включает в себя также личную молитву, соблюдение дней поста и помощь бедным.
Важно всегда возвращаться к тайне Святой Мессы. Святая Месса является жертвой. Это не обычная совместная трапеза, но бескровное возобновление крестовой жертвы на Голгофе. Такое определение дал Святой Мессе Тридентский Собор. Воскресший Христос, наш Господь присутствует под видом хлеба и вина. Это одна и та же жертва, как та, что совершилась на Голгофе. Она лишь присутствует в Святой Мессе бескровным образом. Текст оффертория во время Традиционной Мессы гласит: «Прими, Святый Отче, Всемогущий Вечный Боже, сию непорочную жертву». В молитве над чашей священник произносит: «Приносим Тебе, Господи, чашу спасения, умоляя Твою благость». Церковь знает, что не хлеб и вино спасает людей. На это способно только Святое Тело и Драгоценная кровь Господа нашего Иисуса Христа. Он отдал Своё Тело и Кровь за нас, дабы через эту жертву мы имели доступ к примирению с Богом. Тем самым Христос является жертвой и одновременно священником, который жертвует Себя ради нашего спасения.
Вновь и вновь Церковь просит Бога принять эту жертву. В римском каноне священник молится: «Смиренно молим Тебя, Всемогущий Боже, да будет принесено сие жертвоприношение руками святого Ангела Твоего на горний жертвенник Твой, пред лице Божественного Величия Твоего». Нет никаких сомнений, что католическая Месса, является самым прекрасным и самым великим даром. Посредством рук священника Церковь приносит Богу жертву хвалы, моления, благодарения и искупления.
Здесь, во время Мессы, мы можем увидеть бесконечную любовь Бога. Мы можем приблизиться к этой крестной жертве: не только те несколько человек, которые 2000 лет назад стояли у креста, но многие миллиарды верующих. Будучи грешниками, они всё же могут приблизиться к Святому Кресту Господа нашего Иисуса Христа, и поклониться ему в вере, надежде и любви. Под крестом мы получаем прощение наших обыденных грехов и благодать для нашего освящения. Там мы укрепляемся как Дети Божии.
Поэтому нам никогда нельзя участвовать в Святой Мессе поверхностно или с недостаточным благочестием. Св. Иаков предупреждает нас: Будьте же исполнители слова, а не слушатели только, обманывающие самих себя.
Итак, дорогие верующие, попросим же через заступничество св. Иакова чтоб мы, в единстве со Святой Приснодевой и Богородицей Марией, всё глубже познавали тайны жертвы на кресте Иисуса Христа. Мария, Матерь прелюбимая, сопровождай нас к Твоему Сыну, который во время каждой Святой Мессы, возобновляет для нас Свою Жертву, чтобы мы становились чистыми, святыми и здоровыми телом и душой.